Примерные задания для школьного тура
9
класс
1. В стакан с 250 мл воды опустили 10 г металлического лития. Определите массовую долю вещества в растворе, получившемся после окончания реакции.
2. В соответствии с нижеприведенной схемой напишите уравнения химических реакций и определите вещества, обозначенные буквами:
нитрат серебра —-> А —-> оксид cepы(IV) —-> Б —-> хлорид натрия —-> нитрат натрия —-> А
3. Смесь порошков магния и алюминия, массой 13,7 г, обработали избытком водного раствора щелочи. При этом выделилось 10,08 л газа (н.у.). Определите мольную долю магния в исходной смеси.
4. Имеется раствор щелочи, содержащий в одном литре 2 моль гидроксильных ионов. Сколько граммов гидроксида калия содержится в 100 мл такого раствора, если экспериментальное значение степени диссоциации гидроксида калия равно 96 %?
5. В мерную колбу объемом 250 мл поместили 5,41 г кристаллогидрата FeCl3•6H2O. Затем в колбу налили дистиллированной воды, добились растворения соли, довели водой до метки и перемешали. Сколько моль ионов Сl- содержится в одном литре такого раствора?
6. Расположите следующие вещества в ряд по убыванию полярности связи: N2O5, ВеО, В2О3, Сl2О7, СO2,
Li2O. Свой ответ обоснуйте.
10
класс
1. Массовые доли элементов в соединении X составляют: натрия - 16,61%, водорода - 1,44%, кислорода - 34,66%, ксенона - 47,29%. К какому классу соединений относится данное вещество? Предложите его структурную (графическую) формулу. Что Вы можете сказать о его окислительно-восстановительных свойствах? Ответ обоснуйте.
2. Сродством элемента к электрону называется энергия, которая выделяется при присоединению электрона к атому в газообразном состоянии. Объясните, почему при переходе от фтора к хлору сродство к электрону возрастает, а от хлора к брому - падает.
3. Одинаковые по массе образцы некоторого металла сожгли в закрытых сосудах, наполненных один - хлором, второй - парами брома. После того, как сосуды охладили, оказалось, что масса твердого вещества в одном сосуде в 1,76 раза больше, чем во втором. Определите металл, если известно, что его валентность в обоих случаях одинакова. Пользуясь Периодическим законом
Д. И. Менделеева, охарактеризуйте химические свойства этого металла и его важнейших соединений.
4. Ниже приведены превращения сложного вещества X:
X + O2 —-> ...
X + Вr2 —-> …
X + КОН —-> …
X + FeCl3 —-> …
X + SeO2 —-> Se + Н2О.
Определите вещество X и напишите уравнения приведенных реакций.
5. Определите изотопный состав природного ванадия (в атомных долях), если известно, что он состоит из изотопов 50V и 51V с атомными массами 8,29•10-26 и 8,46•10-26 кг, соответственно.
11
класс
1. В закрытом сосуде, содержащем 2,50 л воздуха (давление 1 атм, температура 27°С), сожгли 5,00 г цинка. По окончании реакции в сосуд внесли 50% раствор едкого натра (плотность 1,53 г/мл) до полного растворения твердого вещества. Какой объем раствора щелочи для этого потребовался?
2. Через 200 мл 15% раствора каменной соли (плотность 1,1 г/мл) пропустили постоянный электрический ток силой 10 А в течение 2 часов. Вычислите массовую долю воды в полученном растворе. Сколько электронов прошло при этом через раствор? Какие процессы протекали на электродах?
3. При полном сгорании 1 моль гидрохинона (С6Н6О2) в кислороде выделяется 2860,6 кДж теплоты. Теплоты сгорания графита и водорода составляют, соответственно, 393,5 и 241,8 кДж/моль. Вычислите теплоту образования гидрохинона из простых веществ.
4. При добавлении к 6,00 г 16%-ного раствора некоторой карбоновой кислоты 5,60 г 10%-ного раствора гидроксида калия и последующем упаривании раствора досуха образуется 0,84 г сухого остатка. Определите, какая кислота была взята для опыта.
5. Раствор, содержащий 1,19 г аммонийной соли органической кислоты, смешали с раствором 15,00 г гидроксида бария и осторожно упарили досуха. Масса твердого остатка составила 15,84 г. Определите молекулярную формулу исходной кислоты. Напишите структурные формулы всех возможных ее изомеров.