главная
ГОУ Фрунзенского района
элективные курсы
"Купчинские чтения"
олимпиада
новинки литературы
полезные ссылки
техника безопасности
методические рекомендации
нормативные документы
экзаменационные билеты
мониторинг
ЛИТЕРАТУРА

РАЗРАБОТКИ УРОКОВ, ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Казанцев Ю. Н.
Химия. Материалы для индивидуальной работы.
8 - 9 классы. — М.: Айрис-пресс, 2007

Пособие предназначено для организации индивидуальной работы учащихся дома и на уроках химии в 8 и 9 классах. Содержит набор домашних заданий и контрольно-измерительных материалов. Предложенные формы диагностики и контроля, учитывающие уровни обучаемости и обученности учащихся, позволяют проводить индивидуальную работу с каждым учеником и осуществлять объективную и справедливую оценочную деятельность в интересах развития конкретного ученика. Система заданий способна оказать помощь в восполнении пробелов в знаниях учащегося, подготовить его к изучению нового материала, расширить и углубить его знания по изучаемой теме.
Пособие представляет несомненный интерес для учителей, желающих организовать эффективную индивидуальную работу учащихся по химии.

ТолкачеваТ. К., ЛазыкинаЛ. Г., Левитина3. К. и др.
Уроки химии по интегральной технологии.
8 кл. — М.: Дрофа, 2007


Пособие содержит методические рекомендации и дополнительный материал к урокам химии в 8 классе (авторская программа О. С. Габриеляна) по интегральной технологии.
Книга адресована учителям, методистам, студентам педагогических вузов.

Игнатьева С. Ю.
Химия. Нетрадиционные уроки.
8 – 11 классы. — Волгоград: Учитель, 2004

В пособии представлены разработки нетрадиционных уроков (интегрированные уроки, конференции) по химии в 8 - 11 классах.
Материал пособия поможет в интересной увлекательной форме решить серьёзные проблемы, поставленные на уроке.
Предназаначено учителям-предметникам общеобразовательных школ, гимназий, лицеев, а также студентам педагогических вузов, слушателям ИПК и ФПК.
Содержание:

  • 8 класс. Ролевая игра «Суд над никотином». Химия и биология, экология человека (интегрированный урок)
  • 9 класс. Деловая ролевая игра «Международный конгресс по охране атмосферы». Химия, биология (интегрированный урок)
  • 10 класс. Токсичное воздействие этанола на организм человека: причины и последствия. Химия, биология (интегрированный урок)
  • 11 класс. Химия в жизни общества (конференция)

Л. М. Брейгер
Химия. 8 класс: Дидактический материал, самостоятельные и итоговые контрольные работы.
- Волгоград: Учитель, 2004

Настоящее пособие включает дидактический материал, самостоятельные и итоговые контрольные работы по основным темам курса неорганической химии в 8 классе. Данный материал составлен в соответствии со структурой, объёмом и научным уровнем, предъявляемыми программой основной (общей) школы, и апробирован на практике.
Используя любой из вариантов работ, учитель может проверить знания учащихся по ключевым вопросам изучаемого.
Пособие предназаначено учителям-предметникам, работающим в 8 классах общеобразовательных школ.

Лёвкин А. Н.
Химия в профильной школе:
пособие для учителя. - СПб.: филиал изд-ва "Просвещение", 2007
Содержание

  • Профильное обучение: проблемы и перспективы
  • Особенности преподавания химии в рамках различных профилей
  • Государственный стандарт для профильных классов и его особенности
  • УМК для профильного обучения
  • Вариант учебно-тематического планирования и рекомендации
    по его использованию
  • Предпрофильная подготовка. Элективные курсы в предпро-фильной подготовке
  • Информационные технологии и программно-педагогические средства в профильном обучении химии
  • Решение расчетных задач как важнейший вид деятельности при освоении профильного курса химии

Сост. Бочарова С. В.
Химия. 9 класс. Поурочные планы по учебнику «Химия. 9 класс» О.С. Габриеляна. Части I и II. Изд. 2-е, переработанное. -Волгоград: ИТД «Корифей», 2007

Данное пособие предлагает тематическое планирование, методически грамотные разработки поурочных планов по учебнику Габриеляна О.С. «Химия. 9 класс».
Работа отличается стройностью, логичностью, последовательностью изложения. В ней гармонично сочетается теоретический материал с практическими заданиями, что способствует лучшему усвоению знаний по предмету.
Разнообразные схемы, таблицы помогают структурировать, обобщать знания по программе, формировать умения и навыки сравнивать химические явления, записывать уравнения химических реакций и т.д.
Пособие адресовано преподавателям химии.

Сост. Бочарова С. В.
Нестандартные уроки химии. 10 класс. - Волгоград: ИТД «Корифей», 2006.

В данном пособии представлены методически грамотные разработки нестандартных уроков химии в 10 классе.
Автор предлагает разнообразные формы уроков: деловая и ролевая игры, семинары, обобщающе-контрольные и интегрированные уроки, которые помогают учащимся более глубоко проникнуть в тайны химии, осознать себя гармоничной частью огромного окружающего мира, закреплять навыки самообразования, развивать творческие способности десятиклассников.
Проведение таких уроков дает возможность учителю выйти на более высокий уровень преподавания предмета, а учащимся - приобрести прочные знания, превратить повседневный рутинный процесс учения в яркий, незабываемый праздник.
Пособие адресовано преподавателям химии, студентам педагогических вузов. Материалы могут быть использованы во внеклассной работе по предмету, на факультативных занятиях, во время проведения предметной недели в образовательном учреждении.
Содержание

  • Урок - деловая игра «Предприятия по переработке нефти и угля»
  • Семинар (групповая игра) «Природные источники углеводородов»
  • Обобщающе-контрольный урок «Обобщение сведений об углеводородах»
  • Урок - игра «Звездный час в химии»
  • Урок-семинар «Натуральный и синтетический каучук. Резина»
  • Урок - «суд» (ролевая игра) «Суд над этанолом»
  • Урок - семинар «Карбонильные соединения»
  • Урок - семинар «Сложные эфиры»
  • Интегрированный урок «Жиры» (химия-биология)
  • Обобщающий урок «Кислородосодержащие соединения»
  • Урок - семинар «Углеводы»
  • Интегрированный семинар «Углеводы в жизни человека»
  • Интегрированный семинар «Белки»
  • Урок - игра «Счастливый случай»

Сост. Бочарова С. В.
Нестандартные уроки химии. 8-9 классы. - Волгоград: ИТД «Корифей», 2006

Данное пособие представляет собой методически грамотные разработки нестандартных уроков по химии в 8 - 9 классах.
Эффективные формы проведения уроков: путешествие, конференция, ролевая игра - позволяют активизировать умственную деятельность учащихся, пробудить интерес к изучению предмета. В работе гармонично сочетаются теоретический материал и практические задания, что помогает учащимся представить более полно и объемно химический процесс.
Разнообразные шарады, загадки в стихах, анаграммы, проведение уроков с элементами спектакля развивают творческий потенциал учащихся, неординарность мышления.
Особое внимание автор уделяет интегрированным урокам, где учащиеся могут наглядно видеть межпредметные связи химии и экологии, что повышает качество уровня образования.
Пособие адресовано преподавателям химии. Материалы работы могут быть использованы во внеклассной работе, во время проведения предметной недели.
Планирование уроков химии

  • Кислоты (урок-путешествие)
  • Соединения химических элементов («Веселые старты»)
  • «Аптека» (урок-экскурсия)
  • Неметаллы (деловая игра «Нобелевская премия»)
  • Металлы (семинар-игра «Химический хоккей»)
  • Химический практикум №1. Практическая работа №2: «Свойства металлов и их соединений» (ролевая игра)
  • Сравнительная характеристика галогенов (урок-семинар)
  • Кислород (урок с элементами спектакля)
  • Круговорот углерода в природе (урок-конференция)
  • Химизация животноводства (урок-лекция)
  • Химические средства защиты растений (урок-семинар)
  • Отрицательные последствия применения пестицидов и борьбы с ними (интегрированный урок-семинар)
  • Проблема повышенного содержания нитритов и нитратов в растительной продукции (интегрированный практикум)


Малышев А.И.
Оригинальные задачи по химии.
8—11 класс. — М. : Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2006

Пособие содержит оригинальные задачи, способы построения цепочек рассуждений, примеры межпредметных связей.
Пособие адресовано учителям химии, участникам и организаторам химических викторин, конкурсов и олимпиад, школьникам, студентам, а также читателям, интересующимся химией.

Денисова В. Г.
Открытые уроки по химии.
VIII -XI классы. - Волгоград, Учитель, 2002

Пособие содержит подробные разработки открытых уроков химии в VIII- XI классах (игра-расследование, трехуровневый зачет-вертушка и др.) Разработки помогут учителю химии сделать урок более содержательным, современным, интересным.
Материал пособия ориентирован на учебник химии Г. Е. Рудзитиса и Ф. Г. Фельдмана; может быть использован учителями, работающими по учебникам и других авторов, а также будет полезен преподавателям методики химии и студентам педагогических вузов.

Артеменко А. И.
Применение органических соединений.
— М. : Дрофа, 2005

Пособие содержит информацию о химических свойствах и применении органических соединений. Оно будет незаменимо при написании рефератов по органической химии.
Пособие адресовано учащимся 10—11 классов, изучающим органическую химию.

Крутецкая Е. Д., Лёвкин А. Н.
Окислительно-восстановительные реакции: Методические рекомендации.
— СПб.: СПбГУПМ, 2003

Окислительно-восстановительные реакции — одна из основополагающих тем школьного курса химии. Качество усвоения этой темы учащимися определяет успешность дальнейшего изучения химии. Работе над изучением этой темы в школьном курсе посвящено данное пособие. В нем изложена методика изучения темы «Окислительно-восстановительные реакции» в школьном курсе химии, теоретический материал по данной теме, В пособие включены методические разработки уроков, большое количество упражнений по теме, тесты и другие дидактические материалы.
Пособие окажет существенную помощь учителям химии, слушателям курсов повышения квалификации, школьникам и абитуриентам, студентам химических факультетов педагогических вузов.

Головнер В. Н.
Химия. Интересные уроки: Из зарубежного опыта преподавания.
- М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2005

Из опыта работы учителей многих зарубежных стран собран уникальный материал по методике преподавания химии в школе. Эффектные и зрелищные опыты, тематические практикумы, проектные технологии формы обучения, проектные технологии и нестандартные подходы к преподаванию помогут сделать уроки химии интересными и разнообразными. Содержание включенных в книгу материалов в основном соответствует действующим в России учебным программам по химии.
Для широкого круга читателей: учителей, методистов, студентов педагогических вузов, учащихся общеобразовательных и профильных школ.

Шукайло А. Д.
Тематические игры по химии.
8-й класс. Методическое пособие для учителя. — М.: ТЦ Сфера, 2004

Методическое пособие предназначенно в помощь учителям химии и содержит материал, изучаемый в 8-м классе. В занимательной форме, с использованием ребусов, кроссвордов и увлекательных игровых моментов, пособие позволит организовать изучение, проверку и закрепление материала на уроке, а также может быть использовано для подготовки и проведения внеклассных мероприятий.

Савин Г. А.
Химия. Изомерия органических соединений.
10-11 классы. - Волгоград: Учитель, 2005

Настоящее учебное пособие посвящено одному из фундаментальных понятий органической химии - изомерии органических веществ. Материал пособия рассмотрен с использованием многочисленных примеров, иллюстрирующих сущность рассматриваемого понятия. Автор, опытный преподаватель педагогического университета, систематизировал данные об изомерии органических веществ и изложил более подробно, чем это представлено в школьной учебной и методической литературе.
Предназначено пособие как учителям химии, так и учащимся старших классов общеобразовательных школ, гимназий, лицеев; может быть полезно студентам средних и высших учебных заведений, изучающим органическую химию.

Брейгер Л. М.
Химия. Уроки-семинары в 9 классе по отдельным темам программы.
- Волгоград: Учитель, 2003

В настоящем пособии освещается опыт работы учителя химии в 9 классе средней общеобразовательной школы. В пособие включены разработки по отдельным темам курса химии в виде уроков-семинаров. Дополнительно прилагаются инструктивные карты с вопросами для учащихся.
Пособие рекомендуется в помощь учителям химии при подготовке и организации открытых, нетрадиционных уроков, а также при прохождении аттестации на категорию; может быть полезно слушателям ИПК и ФПК. Рассчитано на творческое использование.

Артеменко А. И.
Основы теории органической химии.
- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001

В книге рассмотрены основные вопросы теории органической химии. Это касается теории гибридизации электронных орбиталей, природы ковалентной связи, взаимного влияния атомов в органических молекулах. Значительное место отводится электронным эффектам: индуктивному и мезомерному (эффекту сопряжения).
Автор обращает внимание учителя и на такие важные проблемы, как изомерия органических соединений, ее виды, стереохимия и конформационный анализ, органические ионы и свободные радикалы.
Книга адресована учителям химии школ, гимназий, средних специальных учебных заведений.

Сгибнева Е. П., Скачков А. В.
Современные открытые уроки химии 8—9 классы
(Серия «Школа радости».) — Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2002

Эта книга посвящена современным методам активного обучения на уроках химии и содержит оригинальные практические разработки. Приводятся материалы уроков химии для 8—9 классов, построенных с учетом новейших образовательных технологий и современных требований к уроку. Изложенный опыт проведения открытых уроков поможет учителям повысить уровень компетентности и квалификационные разряды, оживить учебно-воспитательный процесс, сэкономить время и, возможно, подтолкнет к поиску собственных нетрадиционных приемов обучения.
Методическое пособие будет интересно не только химикам, но и преподавателям других предметов, всем тем, кто находится в постоянном творческом поиске.

Солдатова Т. М.
Химия. 8-11 классы: тренинги и тесты с ответами по теме «Окислительно-восстановительные реакции»
- Волгоград: Учитель, 2007

Предлагаемое пособие содержит необходимый теоретический материал о сущности окислительно-восстановительных процессов, их биологической роли и практическом значении, о важнейших окислителях и восстановителях, о влиянии среды на качество протекания окислительно-восстановительных реакций. Приведено большое количество примеров уравнений ОВР с участием неорганических и органических веществ и задач с решениями, даны ответы.
В пособие включен тест с ответами, что позволит учителю осуществить эффективный контроль усвоения каждого раздела учащимися.
Пособие предназначено учителям химии, абитуриентами в помощь при подготовке в вуз, учащимся средних школ для более полного изучения и повторения материала при самостоятельной подготовке к урокам.

Политова С. И., под редакцией О.С Габриеляна
Химия. Как готовиться к уроку.
9 кл. — М.: Образование, 2006

Эта книга является уникальным пособием для самостоятельной подготовки учащихся к урокам химии. Оно поможет быстро усвоить пройденный материал, а главное оценить уровень евоих знаний.
В начале каждого раздела даются основные понятия по всему курсу химии. Задания четко разделены на три уровня сложности:
— базовый уровень — для обязательного изучения;
— на оценку «хорошо»;
— на оценку «отлично».
Для подготовки к химической Олимпиаде поможет рубрика "Для самых любознательных". Здесь использованы отдельные задания и задачи из книги «Химики изобретают», авторы Г.В. Лисичкин, В.И. Бетанели.
Пособие окажет неоценимую помощь учителям при проведении контрольных работ и определении уровня подготовки учащихся к уроку.

Корощенко А. С.
Изучение общеобразовательного курса органической химии.
-М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001

Пособие написано в соответствии с программой курса химии 8-11 классов базового уровня образования, авторов Р.Г. Ивановой и Л.А. Цветкова, и посвящено методике изучения органических веществ.
Предлагаемая методика уроков прошла экспериментальную проверку и школах. Она включает в себя тематическое планирование занятий по органической химии, конкретные задачи и примерное оборудование, особенности содержания и методики проведения каждого урока. Большое внимание уделено обобщающим урокам, организации самостоятельной работы учащихся, контролю усвоения знаний.

Журин А. А.
Задания и упражнения по химии: Дидактические материалы для учащихся 8—9 классов.
— М.: Школьная Пресса, 2004

Содержание заданий, вошедших в сборник, полностью отвечает требованиям государственного образовательного стандарта по химии для основной школы. Система упражнений, качественных и расчетных задач, творческих заданий направлена на формирование у школьников специальных химических знаний и развитие общих интеллектуальных умений работы с информацией.
Структура пособия позволяет использовать его в комплекте с учебниками химии разных авторов.

Лёвкин А. П., Карцева А. А.
Школьная химия: самое необходимое.
- Учебное пособие для школьников. - СПб, «Авалон»; «Азбука-классика»: 2004

Учебное пособие включает самый необходимый материал по неорганической, органической и общей химии. Оно отличается удачным подбором материала, обоснованностью, простотой и убедительностью каждой главы, четкостью изложения и логикой построения.

Воловик В. Б., Крутецкая Е. Д.
Школьная химия: вопросы и упражнения.
Самое необходимое. — Учебное пособие для школьников и абитуриентов. СПб, «Авалон»; «Азбука-классика»: 2004

Учебное пособие содержит вопросы и упражнения по школьному курсу неорганической, органической и общей химии. Все задания четко сформулированы и логически выстроены. Пособие адресовано ученикам старших классов, абитуриентам, а также учителям. Его можно использовать для проверки знаний по химии и для подготовки к экзаменам.

Макашова Э. И.
Химия и литература

Урок - основная форма организации учебного процесса. Но как его сделать более интересным и эффективным? Как в течение малого времени направить богатый арсенал методических приемов на повышение у учащихся интереса к учению?
В 1991 году А. Г. Ривин писал: «Человек развивается в общении, причем, чем с большим числом интеллектов встретится, тем интеллектуальней станет сам».
При переходе школ на профильное обучение тем более становится актуальным вопрос интеграции ряда предметов, изучаемых в школе. В сутолоке школьных будней учителю химии не всегда хватает времени заглянуть в мир поэзии.
Сборник материалов поможет в какой-то степени облегчить работу учителю. В сборник включены отрывки их литературных произведений, которые могут быть использованы на уроках по неорганической и органической химии. В конце сборника дан предметный указатель.

Hosted by uCoz