|
Приложение 3 Указания о проведении обучения и инструктажа по технике безопасности 1. Для воспитания чувства личной ответственности и сознательного отношения к правильным и безопасным методам работы необходимо проводить инструктирование с целью обучения учащихся, лаборанта и практикантов соблюдению требований безопасности и гигиены труда. 2. В соответствии с ГОСТом 12.0.004-79 «Организация обучения работающих безопасности труда» инструктаж подразделяется на:
3. Вводный инструктаж для учащихся проводят заведующий кабинетом или учитель химии. Они обязаны ознакомить их с правилами поведения в кабинете, правилами техники безопасности и гигиены труда, пожарной безопасности, опасными моментами, с которыми можно встретиться в процессе работы, и с соответствующими мерами предосторожности. 4. Инструктаж на рабочем месте дополняет вводный и проводится для того, чтобы ознакомить учащихся, лаборанта или практикантов с организацией и содержанием рабочего места, с безопасными методами работы, с правилами пользования средствами индивидуальной защиты, с возможными опасными факторами при выполнении конкретной работы, с обязанностями работающего на своем рабочем месте, а также с правилами поведения при возникновении опасных ситуаций. Инструктаж должен сопровождаться показом безопасных приемов работы с последующей проверкой усвоения знаний. 5. Внеплановый инструктаж для лаборантов, практикантов и учащихся заведующий кабинетам или учитель химии проводят в случае грубого нарушения правил техники безопасности, следствием чего могло явиться травмирование нарушителя или работающих рядом. Этот вид инструктажа проводится также для каждого из перечисленных выше лиц, если он приступает к работе после получения травмы или перерыва продолжительностью более 60 дней. 6. По окончании инструктажа на рабочем месте учитель разрешает приступить
к самостоятельной работе, предварительно убедившись в усвоении инструктажа.
Проведение инструктажа вводного для учащихся, первичного и повторного
на рабочем месте и внепланового фиксируется в классном журнале (вводный
инструктаж рекомендуется проводить в начале учебного года на первом
уроке химии в каждом классе). Инструктаж на рабочем месте первичный
и повторный, а также внеплановый для лаборанта и студентов-практикантов,
а также инструктаж при проведении внеклассных и внешкольных мероприятий
для учащихся проводит также учитель химии и регистрирует его в специальном
журнале. Инструктаж текущий перед лабораторными и практическими работами
проводится учителем химии, но не регистрируется. Оказание первой медицинской помощи Во всех случаях после оказания первой медицинской помощи следует обратиться в медицинское учреждение. 1. Отравление кислотами: выпить 4-5 стаканов теплой воды и вызвать рвоту, затем выпить столько же взвеси оксида магния в воде и снова вызвать рвоту. После этого сделать два промывания желудка чистой теплой водой. Общий объем жидкости — не менее 6 л. При попадании внутрь концентрированных кислот и при потере сознания запрещается вызывать искусственную рвоту, применять карбонаты и гидрокарбонаты как противоядие (вместо оксида магния). В этом случае необходимо вызвать врача. 2. Отравление щелочами: выпить 4-5 стаканов теплой воды и вызвать рвоту, затем выпить столько же водного раствора уксусной кислоты с массовой долей вещества 2 %. После этого сделать два промывания чистой теплой водой. 3. Отравление фенолом: выпить 4-5 стаканов теплой воды и вызвать рвоту, затем выпить столько же розового раствора перманганата калия и снова вызвать рвоту. Третье промывание сделать водным раствором этанола с массовой долей вещества 5 % (объем — не менее 1 л). 4. Отравление парами брома: дать нюхать с ватки нашатырный спирт (водный раствор аммиака с массовой долей вещества 10 %), затем промыть слизистые оболочки носа и горла водным раствором гидрокарбоната натрия с массовой долей вещества 2 %. 5. Отравление газами: чистый воздух и покой, в тяжелых случаях — кислород. 6. Ожоги: при любом ожоге запрещается пользоваться
жирами для обработки обожженного участка. Запрещается также применять
красящие вещества (растворы перманганата калия, бриллиантовой зелени,
йодной настойки).
Порезы – необходимо остановить кровотечение (жгут, пережатие сосуда, давящая повязка). Если рана загрязнена, грязь удаляется только вокруг, но ни в коем случае не из глубинных слоев раны. Кожу вокруг раны обеззараживают йодной настойкой или раствором бриллиантовой зелени и обращаются в медпункт. Если после наложения жгута кровотечение продолжается, на рану накладывают стерильный тампон, смоченный раствором пероксида водорода с массовой долей 3%, затем стерильную салфетку и туго бинтуют. Если повязка намокает от проступающей крови, новую накладывают поверх старой. Ушибы – обеспечить покой поврежденному органу. На область ушиба накладывают давящую повязку и холод (например, лед в полиэтиленовом мешочке). Ушибленному органу придают возвышенное положение. При ушибах головы пострадавшему обеспечивают полный покой и вызывают «скорую помощь». Попадание в глаза инородных тел – разрешается удалить влажным ватным или марлевым тампоном. Затем промывают глаза водой из фонтанчика не менее 7-10 мин. Для подачи воды допускается также пользоваться чайником или лабораторной промывалкой. Попадание в глаза едких жидкостей – глаза промывают
водой, как указано выше, затем раствором борной кислоты или гидрокарбоната
натрия, в зависимости от характера попавшего вещества. После заключительного
ополаскивания глаз чистой водой под веки необходимо ввести 2-3 капли
раствора альбуцида с массовой долей вещества 30% и направить пострадавшего
в медпункт. Перечень средств и медикаментов для аптечки Ящик для аптечки разрешается размещать в лаборантской на стене. На дверцах или рядом с ним необходимо вывесить краткую инструкцию по оказанию мер первой помощи при различного рода отравлениях и поражениях организма. На склянках и упаковках лекарств кроме надписей о содержимом проставляется порядковый номер, и тогда раздел инструкции о мерах первой помощи при ожогах примет вид:
Необходимый перечень препаратов и средств первой помощи в аптечке:
Уничтожение реактивов и растворов, находящихся в сосудах без этикеток 1. Растворы испытать добавлением сульфат-иона на наличие высокотоксичных ионов Ba2+ и Pb2+. Если осадок выпадает, добавлять сульфат-ион до прекращения выпадения осадка. Осадок отделить декантацией и выбросить с твердыми отходами, жидкость слить в канализацию. Если при добавлении сульфат-иона осадок не выпадает, слить раствор в сосуд для хранения отработанных растворов. 2. Пробу твердого реактива на кончике ножа растворить в воде и испытать на наличие ионов бария и свинца (см. Выше, п.1). Если реактив не дает реакции на эти ионы и хорошо растворим в воде, перевести его в раствор полностью и слить в сосуд для отработанных растворов. Если реактив в воде практически нерастворим, его можно выбросить с твердыми отходами. Плохо растворимые в воде реактивы обрабатывают избытком теплой воды, переводят полностью в раствор и сливают его в канализацию. Из реактивов «Типового перечня» только карбид кальция после помещения в воду дает характерное вскипание и запах. 3. Жидкости органического происхождения обладают характерным запахом (в отличие от водных растворов солей, кислот или щелочей). Их сливают в сосуд для хранения отработанных ЛВЖ и уничтожают, как рекомендовано в приложении 12.
Рекомендации по освобождению диэтилового эфира от пероксидов В хранящемся более года диэтиловом эфире могут образоваться в результате контакта с воздухом пероксиды, устойчивость которых чрезвычайно мала. Разлитый эфир, содержащий пероксиды, способен воспламеняться и без внешнего источника зажигания в результате экзотермических реакций разложения пероксидов. Поэтому следует в делительной воронке смешать эфир и водный раствор сульфата железа (II) в соотношении 1:1 по объему, встряхнуть содержимое несколько раз, удерживая воронку вертикально краном вверх и открывая кран после каждого встряхивания. Воронку перевернуть, установить, в штатив, дать отстояться 2 мин, вынуть пробку из горлышка и разделить слои. Так как частично эфир растворим в воде, перед тем как слить раствор сульфата железа в склянку для отработанных водных растворов, следует налить его в широкий сосуд и поджечь. До тех пор пока горение не прекратится, нельзя оставлять сосуд без присмотра. Для приготовления раствора сульфата железа (II) необходимо взять 100 мл дистиллированной воды, добавить в нее 2-3 капли разбавленной серной кислоты и 2-3г вещества. После полного растворения сульфата раствор можно использовать по назначению.
Рекомендации по уничтожению отработанных ЛВЖ Отработанные водные растворы собирают независимо от их происхождения в закрывающийся стеклянный сосуд вместимостью не менее 3л. После того как он наполнится на 4/5, проверяют рН и нейтрализуют при необходимости жидкость до рН=7-7,5 твердыми карбонатами или гидроксидами натрия или калия. Жидкость выливают в канализацию с одновременной подачей свежей воды.
Рекомендации по уборке разлитых ЛВЖ и органических реактивов При разливе ЛВЖ или органических реактивов объемом до 0,05л необходимо погасить открытый огонь (спиртовки, газовые горелки) во всем помещении и проветрить его. Если разлито более 0,1л, учащихся следует удалить из помещения, погасить открытый огонь и отключить систему электроснабжения устройством вне комнаты. Жидкость засыпают сухим песком или опилками, влажный адсорбент перемещают деревянным совком или с помощью двух дощечек в закрывающуюся тару и обезвреживают в то же день. До полного исчезновения запаха разлитой жидкости работу в помещении возобновлять запрещается.
Рекомендации по утилизации отходов лития, натрия и кальция Обрезки лития, натрия, кальция необходимо уничтожать в тот же день, когда они получены. Для этого обрезки лития и кальция утилизируют растворением по доному, один за другим в холодной воде, налитой слоем не более 5 см в химический тонкостенный стакан вместимостью 0,6 г. Образующийся по окончании реакции гидроксид лития используют с целью нейтрализации содержимого сосуда для слива отработанных растворов. Раствор гидроксида кальция - известковая вода, применяемая для обнаружения СО2. Обрезки натрия любых размеров общей массой до 200 г помещают в круглодонную колбу и заливают бензином для зажигалок, так чтобы слой над верхним кусочком металла был не менее 5 см. Колбу укрепляют в штативе и снабжают обратным водяным холодильником. Внутрь колбы через холодильник подают холодную воду. Объем разовой порции до 5мл. Следующую порцию дают тогда, когда полностью прореагирует предыдущая. Бензин и обратный водяной холодильник используют для того, чтобы не допустить нагревания жидкости выше комнатной температуры. Колбу можно дополнительно охлаждать снаружи с помощью водяной бани. В этих условиях изменяется механизм взаимодействия натрия с водой – кислород уже не принимает участия в реакции, поэтому и тепловой эффект относительно невелик. Добавление воды прекращают, когда растворятся последние кусочки металла. Полученный водный раствор едкого натра отделяют от бензина в делительной воронке и используют для любых нужд.
Указания по демонтажу приборов, в которых использовались По окончании эксперимента такие приборы немедленно выносят из кабинета в лаборантскую или помещают в работающий вытяжной шкаф. После занятий учитель производит демонтаж приборов в такой последовательности. 1. Если в приборах имеются остатки галогенов (например, после получения хлора и исследования его отбеливающих свойств), заливают все склянки доверху нейтрализующим раствором. В широкий сосуд, наполненный этим же раствором, опускают соединительные шланги и стеклянные трубки. После выдержки в течение 10 мин раствор сливают в канализацию, сосуды ополаскивают чистой водой. Сосуд, в котором получался хлор взаимодействием перманганата калия или оксида марганца (IV) с соляной кислотой, заполняют также нейтрализующим раствором. Однако жидкость из него сливают в сосуд для отработанных растворов. Для приготовления нейтрализующего раствора к 1л воды прибавляют 10-12г безводного сульфита натрия или 20-25г гипосульфита натрия десятиводного (закрепитель для фотографии). Колокол после проведения под ним реакции взаимодействия йода с алюминием ополаскивают этим раствором до исчезновения всех кристаллов или протирают тампоном, смоченным этанолом. В последнем случае следует работать в перчатках. 2. Сосуды, в которых производилось сжигание в кислороде фосфора и серы, открывают в работающем вытяжном шкафу или на открытом воздухе. Сосуд с оксидом серы (IV) ополаскивают содовым раствором, жидкость сливают в канализацию. Сосуд с оксидом фосфора (V) ополаскивают чистой водой и сливают ее в сосуд для отработанных растворов. 3. Сосуд, в котором получался хлороводород действием серной кислоты на хлорид натрия, заливают холодной водой и после растворения осадка сливают жидкость в сосуд для отработанных растворов (работать в очках и перчатках). 4. При получении азотной кислоты из нитратов реторту после
остывания до комнатной температуры заливают водой и оставляют на 20-30
мин. Получившийся раствор сливают в сосуд для отработанных растворов. |