главная
ГОУ Фрунзенского района
элективные курсы
"Купчинские чтения"
олимпиада
новинки литературы
полезные ссылки
техника безопасности
методические рекомендации
нормативные документы
экзаменационные билеты
мониторинг

 

 

 

ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ

Оформление программы элективного курса

Любая учебная программа вне зависимости от того, к какому варианту образовательной программы, к какой образовательной области и к какой ступени общего образования она относится, выполняет следующие функции:
  • нормативную, т.е. является документом, обязательным для выполнения в полном объеме;
  • целеполагания, т.е. определяет цели и ценности, ради достижения которых она введена в ту или иную образовательную область (обязательные занятия, курсы по выбору, факультативные или групповые занятия);
  • фиксации содержания образования, т.е. определяет состав элементов содержания, подлежащих усвоению учащимися, а также степень их трудности;
  • процессуальную, т.е. определяет логическую последовательность усвоения элементов содержания, доминирующие методы, формы, средства и условия обучения;
  • оценочную, т.е. определяет уровни усвоения элементов содержания, объекты контроля и критерии оценки степени обученности учащихся
Требования к структуре и содержанию образовательных (учебных) программ

Из функций учебных программ вытекают следующие требования к ним:

  • Взаимосвязь учебных программ в рамках образовательной области, образовательной программы в целом, отражение законченного, целостного (не фрагментарного) содержания образования.
  • Полнота раскрытия целей и ценностей обучения и конкретность представления элементов содержания образования. Программа – это средство достижения цели, сами цели тоже включаются в программу. Под полнотой раскрытия целей и ценностей обучения понимается включение в программу всех необходимых и достаточных для реализации поставленных целей элементов содержания (знания о природе, обществе, технике, человеке, способах деятельности; опыт осуществления известных способов деятельности (умений); опыт творческой деятельности; опыт эмоционально-ценностного отношения к действительности). Под конкретностью представления элементов содержания образования понимается такое представление этих элементов, которое показывает путь (методику, технологию) реализации заданного содержания в реальном учебном процессе, что и делает программы инструментальными.
  • Программа должна иметь признаки нормативного документа, в неявном виде представляющего через содержание образования цели обучения, и служить инструментарием учителю, раскрывающему сущность содержания программы на уроках.
  • Процессуальный характер программы. Под процессуальностью понимается такое построение программы, при котором она показывает содержание образования в единстве с процессом обучения: последовательность расположения и взаимосвязи всех элементов содержания, деятельную сторону их усвоения, последовательные этапы достижения конечных целей обучения, раскрывает методы, организационные формы и средства обучения.
Учебные программы должны быть разработаны с учетом современных образовательных технологий, которые отражаются в:
  • принципах обучения (индивидуальность, доступность, преемственность, результативность);
  • формах и методах обучения (дифференцированное обучение, практические занятия, конкурсы, соревнования, экскурсии, походы, активные методы дистанционного обучения и т.д.);
  • методах контроля и управления образовательным процессом (тестирование, анализ результатов конкурсов, соревнований и др.);
  • средствах обучения (перечень необходимого оборудования, инструментов и материалов в расчете на объединение обучающихся).

Учебная программа должна включать следующие структурные элементы:

  • Титульный лист.
  • Пояснительную записку (концепция, цели и задачи курса).
  • Учебно-тематический план (перечень тем с кратким раскрытием содержания; количество часов на каждую тему; перечень форм работы; указание практических работ (если они предусмотрены программой);
  • Содержание изучаемого курса.
  • Информационное обеспечение учебной программы.

Программа должна также содержать краткую аннотацию, адресованную учащимся и их родителям (в первую очередь программы для 9 классов).

Пояснительная записка.

Пояснительная записка должна начинаться с обозначения того, в какую образовательную область входит данный курс, и краткой формулировки целей области для данной ступени обучения. Это способствует повышению целостности обучения, позволяет реализовать требование единства программы.

Формулирование целей элективного курса – наиболее ответственный раздел. В первую очередь должны быть раскрыты цели, вытекающие из функции элективного курса как части той или иной образовательной области. Важно, чтобы цели были сформулированы содержательно, чтобы они учитывали: соответствующий профиль обучения, ранее полученные учащимися знания, требования предъявляемые уставом ОУ, информационные и методические возможности отрасли знаний.

Затем должно идти раскрытие специфических функций данного элективного курса.

Изложение целей в пояснительной записке следует заканчивать формулированием требований к уровню образованности учащихся по данному курсу (грамотность, функциональная грамотность, информированность, компетентность) на конец обучения по разработанной программе, где должны быть отражены:

      • основные идеи и система ценностей, формулируемые элективным курсом;
      • конечная система или комплекс знаний;
      • перечень умений (способов деятельности);
      • перечень проблем, которые учащиеся должны научиться решать, творчески изучая данный курс.

Следующий после формулирования целей элемент, который требуется осветить в пояснительной записке, - это краткое описание состава и структуры содержания элективного курса.

В этот раздел целесообразно включить указание о ведущих единицах содержания (теории, законы, понятия, методы науки, факты, идеи, идеалы, художественные произведения), которые в разных элективных курсах в зависимости от их функций и вытекающего из них ведущего компонента содержания будут несколько отличаться.

Указываются основания отбора ведущих единиц содержания для обязательного усвоения, раскрывается и обосновывается последовательность их изучения и распределение по разделам и темам. Здесь же следует охарактеризовать вспомогательные единицы содержания учебного предмета, обусловленные соответствующими группами целей.

Следует указать, в какой мере отобранное содержание элективного курса позволяет развивать и стимулировать расширение и углубление способностей, склонностей и интересов учащихся.

Материал, характеризующий содержание элективного учебного курса в пояснительной записке, должен заканчиваться раскрытием вопроса о межкурсовых связях.

Для достижения определенных результатов обучения, усиления инструментальности программы важное значение имеют пути ее реализации. Поэтому в пояснительной записке целесообразно охарактеризовать рекомендуемые для реализации данного содержания ведущие методы, приемы, организационные формы обучения.

В связи с описанием процесса обучения желательно назвать основные средства обучения, обозначить типовые диагностические задания как практического, так и теоретического характера, которые должны выполняться учащимися не только с помощью учителя, но и самостоятельно. Следует указать, за счет чего осуществляется дифференцированный подход к обучению учащихся.

В целом пояснительная записка раскрывает:

  • образовательную область и предмет изучения; функции данного учебного курса;
  • новизну, актуальность, педагогическую целесообразность изучаемого курса;
  • цель, задачи учебной программы; специфику и значение для решения задач профильной (предпрофильной) подготовки учащихся;
  • отличительные особенности данной программы от уже существующих в этой области;
  • продолжительность реализации учебной программы (образовательного процесса, этапы);
  • общие черты методической системы достижения указанных целей, описание средств их достижения, формы и режим занятий;
  • ожидаемые результаты;
  • формы подведения итогов реализации учебной программы (выставки, фестивали, учебно-исследовательские конференции, соревнования);

Пояснительная записка – обязательный структурный элемент, предваряющий текст учебной программы.

Учебно – тематический план образовательной программы.

  • перечень разделов, тем;
  • количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий;
  • формы занятий, планируемые по каждой теме (урок, беседа, дискуссия, экскурсия, игра и т.д.);
  • формы подведения итогов по каждой теме.
ТЕМА
Кол-во часов
Форма проведения
Форма контроля
теория
практика
        беседа, дискуссия, игра, экскурсия, моделирование … анкетирование, тест, защита проекта, отчет..

Содержание изучаемого курса

Содержание изучаемого курса раскрывается через:

  • краткое описание тем или разделов;
  • краткую характеристику форм занятий по каждой теме;
  • описание методического обеспечения каждой темы (приемы, методы организации учебно-воспитательного процесса, дидактический материал, техническое оснащение занятий).

Информационное обеспечение образовательной программы

  • список литературы;
  • перечень Internet-ресурсов (URL-адрес, WEB-страницы);
  • перечень видео- и аудиопродукции (компакт-дисков, видеокассет, аудиокассет);
  • список литературы (библиографии) включает два раздела – основная и дополнительная литература (печатные издания). Приводится список литературы для учащихся.

Алгоритм разработки программы учебного курса по выбору

1. Определение общих целей предпрофильной подготовки.
2. Определение результатов обучения по программе, соответствующих целям предпрофильного обучения и уровню разработанности знаний в науке и практике.
3. Разработка содержания знаний и умений, необходимых для реализации целей обучения.
4. Определение соответствующей заявленным целям обучения последовательности изучения учебного материала.
5. Группировка содержания учебного материала по разделам и темам.
6. Определение соответствующих целям обучения методов раскрытия учебного материала.
7. Определение времени, требуемого на изучение отдельных разделов и тем и всей программы в целом.
8. Разработка учебно-тематического плана изучения материала.

Опорные вопросы для составителя программы

Прежде чем приступить к составлению программы предпрофильного курса по выбору, педагогу полезно ответить на следующие вопросы:

  • На каком содержательном материале и через какие формы работы я смогу наиболее полно реализовать задачи предпрофильной подготовки? (помочь ученику сориентироваться в выборе профиля, восполнить пробелы его предыдущей подготовки, показать типичные для данного профиля виды деятельности, дать возможность ученику проявить себя и добиться успеха)
  • Чем содержание курса будет качественно отличаться от базового курса (оно вообще не представлено в базовых курсах; оно представлено «вскользь», о нем лишь упоминается; оно представлено односторонне, не отражены другие точки зрения и т.п.)?
  • Какими учебными и вспомогательными материалами обеспечен данный курс (фонд библиотеки, хрестоматии, сборники, дидактические материалы и т.п.)?
  • Какие виды деятельности (профильно и профессионально ориентированные) возможны в работе с данным содержанием?
  • Какие виды работ могут выполнить учащиеся для подтверждения своей успешности в будущем профильном обучении?
  • Какова доля самостоятельности ученика в работе данного курса, в чем он может проявить инициативу?
  • Какие критерии, ясные педагогу и ученику, позволят оценить успехи в изучении данного курса?
  • Каким образом в процессе работы будет фиксироваться динамика интереса к курсу, к будущему профилю?
  • Чем может завершиться для ученика изучение курса, какова форма отчетности?

Ответив на данные вопросы, учитель фактически подготовится к составлению пояснительной записки к программе.

Титульный лист программы

Лист экспертной оценки элективного курса в РЭС





Hosted by uCoz